Ускорение темпов развития мировой экономики является одним из главных изменений, происходящих в современном обществе, которое вносит новые требования к изменениям в развитии образования. В такой ситуации важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, вооружить их новыми, востребованными экономикой, навыками к обучению – что является одной из главных задач федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС).

Во ФГОС отмечается, что обучающиеся должны уметь ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы.

До настоящего времени в связи с возникающими социальными и экономическими потрясениями в мире, произошедшими изменениями в морально-этическом восприятии общества и человека, существовавшей большой востребованностью в образовании гуманитарных знаний, наблюдалось снижение интереса обучающихся к изучению физики, в связи с чем терялась целостность восприятия ими картины окружающего мира. Вновь возникающие запросы современного общества на необходимость изменения структуры экономики с преобладанием промышленного производства на основе современного информационно-технологического прогресса привели к изменению вектора интереса общества в сторону технического образования, которое сейчас выходит на ведущие позиции. В связи с перечисленным выше остро встаёт вопрос нехватки квалифицированных и инициативных кадров на предприятиях практически всех отраслей промышленности. Одним из путей повышения эффективности обучения является формирование профессионального самоопределения обучающихся через различные формы педагогической работы, в том числе на уроках физики и во внеурочное время.

Выбор профессии не может быть процессом стихийным, зависящим от случайных факторов. Он должен строиться так, чтобы возможности учащегося соответствовали и соотносились с потребностями общества. Таким образом, важная роль в подготовке молодежи к сознательному и обоснованному выбору профессии принадлежит общеобразовательной организации.

Профессиональное самоопределение — система обоснованных мероприятий, направленных на оказание помощи личности в профессиональном самоопределении. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися.

Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся очевидна. В настоящее время большинство школьников до момента вступления во взрослую жизнь не представляют себе ни свою будущую профессию, ни отрасль, где они могут применить свои знания, полученные в школе. Введение в школьное обучение различных элективных курсов является одним из механизмов профессионального самоопределения школьников.

Элективные курсы по физике позволяют преодолеть оторванность процесса образования от жизни общества, от профессиональных навыков. Такие курсы должны содержать темы и задачи, позволяющие обучающимся познакомиться с различными отраслями нашей жизни, с будущими профессиональными навыками, самоопределиться с будущей профессией.

Элективные курсы по физике, направленные на реализацию профессионального самоопределения обучающихся обладают следующими основными свойствами: универсальностью; большой практической и профессиональной значимостью; доступностью; возможностью свободного расположения тем, причем каждая из них имеет развивающую направленность; используя целый ряд межпредметных связей и является средством получения дополнительных знаний о профессиях технического направления.

Рисунок 1. Роль элективного курса «Проектная деятельность по физике» в общеобразовательном учреждении формирующего профессиональное самоопределение обучающихся.

Элективный курс через реализацию индивидуальных и групповых проектов помогает обучающимся прийти к профессиональному самоопределению, это отображено на рисунке 1. Тематика занятий курса подобрана таким образом, что позволяет раскрыть приемы решения прикладных задач, начиная с этапа математического моделирования до отображения полученного решения в реальную жизненную ситуацию. Задачи подбираются с практическим содержанием, с реальной жизненной ситуацией, вызывают интерес у обучающихся школы, формируют широкий кругозор, направляют на путь профессионального самоопределения и выбора профессии. Большое количество обучающихся, не имевших твердого решения правильности выбора, после изучения элективного курса демонстрируют повышение интереса к предмету. Необходимо заметить, что и рейтинг предмета физика у обучающихся в целом возрастает. Кроме того, у них заметно быстрее и интенсивнее проходит развитие логического и аналитического мышления, возникает самостоятельность в освоении учебного материала.

Положительный опыт внедрения в процесс обучения элективного курса «Проектная деятельность по физике» доказал преимущество использования комплексного подхода в образовании. Решая в ходе курса задачи практического характера в различных направлениях, обучающиеся: начинают самостоятельно моделировать физические процессы, подлежащие исследованию, просчитывать физические явления как физическую задачу, создают макет или действующую модель, и через это адаптируются к жизни общества, знакомятся с различными профессиональными задачами и проблемами, приближаются к профессиональному самоопределению. Работа над различными индивидуальными и групповыми проектами: повышает интерес обучающихся, формирует широкий кругозор в науке и технике, способствует решению проблемы социализации обучающихся, повышает уверенность в своих силах, дает понимание необходимости усвоения изучаемого материала, повышает их мотивацию к изучению физики и других предметов школьной программы.

Таким образом установлено, что при изучении курса «Проектная деятельность по физике» обучающиеся более целенаправленно знакомятся с применением физики в практической жизни, а через обучение приобщаются к научно – исследовательской и проектной деятельности. Такой курс способствует в выборе обучающимся общеобразовательной школы своего направления в будущей профессиональной деятельности. А элективные курсы являются один из способов достижения такой цели образования.

Список литературы

  1. Педагогика. Учебник под ред. Л.П.Крившенко. -М.,2005.- 419 с.
  2. Н.А. Жокина, Н.Б. Фёдорова /Элективные курсы в системе профильного обучения как средство самоопределения личности школьника/ http://cyberleninka.ru/article/c/narodnoe-obrazovanie-pedagogika.
  3. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А. Ступницкая; худож. А.А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 256 с.: ил.
  4. Креативная педагогика. Методология, теория, практика / под ред. д.т.н., проф. В.В. Попова, акад. РАО Ю.Г. Круглова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.- 319 с.: ил.

Categories:

Tags:

No responses yet

Добавить комментарий