Школа должна стать центром по эффективной практике социализации и вовлечению в исследовательскую деятельность, формированию профессионального самоопределения обучающихся в техническом и инженерном направлениях на базе общеобразовательной, научной организаций и наукоемкого предприятия. Эффективный метод формирования профессионального самоопределения — метод проектов.

Требования социального заказа общества и потребности рынка труда в подготовке образованных, высококультурных профессионально определившихся молодых людей. Проблема снижения общественной престижности профессий, связанных с технической сферой, с естественнонаучными дисциплинами, недостаточное внимание государственных институтов к естественнонаучному образованию в нашей стране привели к значительному снижению интереса обучающихся к предметам естественнонаучного цикла, в частности физике, а также отсутствию четкого представления у них о будущей профессиональной деятельности [2].

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования ставят задачи формирования и развития у обучающихся универсальных учебных действий, которые обеспечат их умение учиться, а также способности к будущему профессиональному саморазвитию и совершенствованию. Внося определенные изменения в систему школьного образования, стандарты, способствуют формированию такой модели образовательного пространства школы, которая включает в себя организацию урочной и внеурочной деятельности с опорой на государственный и социальный заказ.

Именно школа – важнейший инструмент социального института, который помогает становлению и развитию такой личности, основными характеристиками социальной успешности которой являются инициативность, нестандартное творческое мышление, способность гармонично выстраивать свой профессиональный путь, готовность к непрерывному самообразованию.

Для успешной реализации процессов воспитания, социализации и формирования профессионального самоопределения в техническом и инженерных направлениях, необходима реализация системы организации проектной деятельности по физике в средней школе, которая сочетает урочную и внеурочную деятельность, учитывает интеграцию естественнонаучных и технических знаний, воздействующее на обучающихся через семью, школу и вуз [1].

Школа должна стать центром по эффективной практике социализации и вовлечению в исследовательскую деятельность, формированию профессионального самоопределения обучающихся в техническом и инженерном направлениях на базе общеобразовательной и научной организаций.

Основные задачи такого центра: разработка программы развития компетенций научно-технической и инновационной деятельности; организация проектно-исследовательской деятельности как системы, учитывающей идеи личностно-ориентированного и деятельностного подходов, интеграцию естественнонаучных и технических знаний; расширение образовательного и воспитательного пространства школы за счет многостороннего взаимодействия с научными организациями; установление сетевого взаимодействия между общеобразовательной организацией и наукоемкими предприятиями; повышение степени включенности родителей в учебно-воспитательный процесс школы; выявление круга образовательных учреждений и привлечение их для образования технического центра по развитию конструкторских способностей.

Приоритетное направление развития образования на современном этапе – максимальное удовлетворение потребностей личности обучающегося в образовательных услугах, обеспечивающих конкурентоспособность, профессионально-ориентированную мобильность и социальную компетентность [1]. Важно разработать, апробировать и внедрить такую систему раннего профессионального самоопределения обучающихся в техническом и инженерном направлениях, чтобы сохранить при этом свободу социального и профессионального выбора.

Необходимо добиться того, чтобы уже в школе обучающиеся могли сделать правильный выбор своего будущего направления в жизни. Индивидуальный профессиональный план – это заключительный этап профессионального самоопределения школьников, содержащий в себе осознанный выбор профессии и возможных путей ее приобретения. Основной принцип работы — педагогическая поддержка. Педагогическая поддержка рассматривается как особая сфера деятельности, направленная на самостановление и самоопределение ребенка как личности. Она представляет собой процесс совместного со школьником определения его образовательного маршрута, путей совместного преодоления проблем и создания условий для самореализации в разных сферах жизнедеятельности.

Ожидаемые результаты: действующая модель школы как социального центра развития личности, успешностью которой являются инициативность, нестандартное творческое мышление, способность гармонично выстраивать свой профессиональный путь, готовность к непрерывному самообразованию; ресурсная база для создания школьной лаборатории для проведения исследований; организации урочной и внеурочной деятельности для успешного функционирования разработанной методики формирования профессионального самоопределения обучающихся; укрепление связей между общеобразовательными, научными учреждениями и наукоемкими предприятиями.

Ожидаемые эффекты: мотивация у обучающихся к изучению предметов естественнонаучного цикла, повышение качества знаний и умений, самооценки и саморазвития личности; формирование профессионального самоопределения обучающихся в техническом и инженерном направлениях; повышение квалификации педагогических работников, выраженное в практическом освоении новых технологий и форм организации исследовательской деятельности обучающихся [3].

Эффективность: утверждение нового статуса школы как центра развития исследовательской деятельности и профессионального самоопределения в техническом и инженерном направлениях; повышение социальной значимости образования за счет вовлечения в сферу образования научных организаций и наукоемких предприятий; увеличение количества выпускников школы занятых в технической и инженерной сферах; востребованность консультативных услуг школы.

Таким образом, можно эффективно использовать метод проектов для формирования профессионального самоопределения обучающихся в техническом и инженерном направлениях.

Список литературы

  1. Грудинина, В.В. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в проектной деятельности по физике в общеобразовательной школе/ В.В. Грудинина //МПГУ. 2015. — С. 217.
  2. Грудинина, В.В. Сотрудничество школы и вуза в проектной деятельности по физике — одно из средств социализации обучаемых в средней школе / В.В. Грудинина // Образование и общество. — №3 (80). Май-июнь. 2013. — С. 29-34.
  3. Романовская М. Б. Метод проектов в учебном процессе: методическое пособие / М. Б. Романовская. – М.: Педагогический поиск, 2006. – 160 с.

 

 

Categories:

No responses yet

Добавить комментарий